Рынок труда: есть надежда на хороший прогноз

Массовых увольнений в связи с пандемией COVID-19 в Архангельской области нет, работодатели по максимуму стараются сохранить трудовые коллективы. И все же уровень безработицы увеличился. О тенденциях и перспективах рынка рабочих рук в интервью газете «Бизнес-класс» рассказала  министр труда, занятости и социального развития региона Елена Молчанова.

— Елена Владимировна, какие тенденции наблюдаются сейчас на рынке труда и введенными ограничениями на работу предприятий?
 
— Ситуацию пока нельзя оценивать объективно, поскольку до 12 мая в соответствии с указом президента дни были нерабочими. Организации, которые под этот режим подпали, не принимали решения по своим работникам, поэтому существенных изменений, если смотреть по показателю «увольнение»,  мы сегодня не видим. Любой работодатель, сокращая штат, ликвидируя подразделения, информирует службу занятости. За этот период информации о массовых увольнениях мы не получали.

В целом показатели по высвобождению по итогам четырех месяцев не превышают показатели за аналогичный период прошлого года. Если с января по эти майские дни уволено 727 человек, то в прошлом году за тот же период — 1101 человек. Но повторю, что апрель и половину мая многие организации находились на режиме нерабочих дней  и решения об увольнении не принимали. Возможно, в ближайшем будущем ситуация существенно изменится. Но, напомню, что помощь из федерального бюджета на поддержку предприятий будет направлена именно тем, кто максимально сохраняет трудовую занятость своих коллективов. Может, это и есть сдерживающий фактор, и массового высвобождения мы сейчас пока не замечаем.

В режиме неполной занятости, то есть простой, неполный рабочий день, в том числе отпуск без содержания, находятся 2648 человек. Из них в связи с ограничительными мероприятиями, обусловленными пандемией, — 2033 человека.  Также мы отслеживаем ситуацию по тем, кто работает на удаленном режиме: по данным на середину мая,  9055 человек.

—  Как вы считаете, многие ли продолжат работать в такой форме?

 — В начале апреля удаленно работали 200 человек, сейчас более 9000. И это  хорошая тенденция: значит, работодатели сохраняют трудовую занятость коллектива, и люди получат доход. Посмотрим, как все будет выглядеть, когда закончится режим ограниченных возможностей. Сегодня ситуация одна, но она может поменяться кардинально.

— Много ли людей потерял рабочие места и в каких сегментах?

— Из-за коронавирусной инфекции без работы оказались около 4 тысяч человек. Среди них почти половина — уволенные из организаций торговли и общественного питания, каждый десятый — из лесопромышленного комплекса.
 
— На каких специалистов возрастет спрос, а кому, напротив, возможно, придется искать варианты переквалификации? Иными словами, как меняется спрос работодателей?

—  Даже в те полтора месяца, в которые длился нерабочий режим, мы трудоустроили около 500 человек (вахта, строительство, общепит, торговля). В сложных условиях это неплохой результат. В нашем регионе всегда, а теперь тем более, очень востребован медицинский персонал:  врачи, узкие специалисты, медсестры, фельдшеры. Как всегда, есть спрос  на продавцов, водителей, работников общепита. А поскольку общепит работал навынос, нужны были курьеры.  Для работы  с дистанционным режимом — обучение, проведение совещаний, конкурсов, разных мероприятий в формате видео-конференц-связи — дополнительно потребовались  специалисты в области IT-технологий. Всем стало ясно, что у такой связи много преимуществ,  а значит, будет популярно все, что связано с ее организацией.

Как правило, летом всегда востребованы работники в отрасли сельского хозяйства и овощеводства. Также нужны специалисты и в строительной сфере. Строительство ФАПов, школ, детсадов, дорог, мостов  продолжается, и все, кто в этой сфере работает, востребованы в нашем регионе.

— Вырос ли спрос на вакансии, число встающих на учет в центр занятости?

—  Сейчас наибольшее количество обращений в центр занятости обусловлено желанием зарегистрировать себя в качестве безработного и получать пособие. Поэтому количество обратившихся в службу занятости существенно выросло, и большинство рассматривают это обращение в качестве источника дохода. Мы ведем общую статистику количества зарегистрированных безработных, и она  за этот период существенно увеличилась. Если до наступления пандемии в службе занятости стояло, например, на 1 апреля, 8565 человек, на 13 мая – 14806. В  первые апрельские дни принимали около 400 заявлений на признание статуса безработного. Сейчас число снизилось, тем не менее, около 200 обращений  в день мы получаем.

— Елена Владимировна, каковы же прогнозы, расчеты по уровню безработицы к началу осени? К концу года?

—  Учитывая меры поддержки, мы рассчитываем на оптимистичный прогноз. Уже сейчас работодатели получают деньги из федерального бюджета. Одно из условий — сохранение занятости трудового коллектива. Если говорить о пессимистичном прогнозе, можно предположить, что к осени численность безработных увеличится на 2-3 тысячи человек.

—  В этом же контексте: как помогут с работой нынешним выпускникам вузов, училищ и других учебных заведений?

— Образовательные учреждения заинтересованы в  трудоустройстве своих выпускников, это своего рода престиж, один из показателей деятельности. Но возможности, конечно, не безграничны. Сказать заранее трудно, но у Архангельской области долгие годы показатели трудоустройства выпускников одни из самых хороших в России. Это не раз звучало на уровне Роструда и министерства труда РФ. Неплохо с этим обстоят дела в Устьянском и Виноградовском техникумах, во многих других. И по университетам показатели трудоустройства на достойном уровне. Это не мое личное мнение или мнение нашего правительства, это отслеживается на уровне федеральных органов власти.

Из ста процентов выпускников трудоустраиваются около 90 процентов. В техникумах Виноградовского и Устьянского районов, а там обучают будущих  специалистов для лесной отрасли, приближается к 100 процентам.  В Каргопольском техникуме выпускают много продавцов. Но хотя на рынке труда всегда есть такие вакансии, торговые сети почему-то не берут выпускников, а набирают людей со стороны и обучают сами.

Надо сказать, что в последние годы в техникумах, в СПТУ появился конкурс, там учатся ребята с хорошими и отличными школьными аттестатами.

При устройстве выпускников будем использовать, конечно, будем использовать механизмы, которые реализованы в госпрограмме содействия занятости. Это и выплата компенсации работодателям за трудоустройство выпускников, материальная поддержка молодых людей при устройстве на работу по направлению службы занятости, финансовая помощь в организации собственного дела. Все это оплачивается из областного бюджета.

Помимо этого, у нас организовано обучение женщин в период отпуска по уходу за ребенком, а также незанятых женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и переобучение граждан старшего возраста в рамках нацпроекта «Демография». На период ограничительных мероприятий процесс обучения мы организовали в дистанционном формате и с индивидуальным графиком занятий.

— Как обстоят дела с мигрантами в нашей области? Сколько их по статистике и что их ожидает? Опасны ли для области федеральные тенденции  — мигрантские бунты, криминогенная ситуация?

— У нас, конечно, есть иностранная рабочая сила, в основном из республик Средней Азии, Кавказа, Украины и Беларуси. Но Архангельская область  отличается от других тем, что эти показатели не велики: доля иностранных граждан, которые заняты в той или иной сфере, составляет 0,03 процента, что не влияет на показатели занятости. По данным на 30 апреля, в регионе трудятся 3354 иностранных работника. Преимущественно они заняты на строительстве, в общепите, в торговле.  Миграционная обстановка в области остается стабильной и контролируемой. Так что нет повода для тревожных  настроений и ожидания волнений со стороны мигрантов.

—  Каких перспектив ждать в регионе в целом?

— В любом случае и федеральная власть, и областное правительство, и губернатор настроены на то, чтобы экономика региона работала и  вошла в стабильный режим. Все меры направлены на это. При правительстве создан координационный совет, который рассматривает эти вопросы, есть план выхода  из этой ситуации. Поэтому верится в то, что все стабилизируется.

Да, численность безработных возросла. С начала пандемии в службу занятости обратились 13 тысяч человек. Такой всплеск связан прежде всего с введением временного максимально упрощенного порядка подачи заявлений на пособие по безработице, в том числе дистанционно через портал «Работа в России» либо через сайт госуслуг, а также с ростом размера пособия для тех, кто потерял работ, начиная с 1 марта.

Но из этой массы уволенных именно при пандемии лишь одна треть. Большую часть все же составляют люди, которые не работали длительное время или потерявшие работу до 1 марта, и их увольнение не было обусловлено кризисными явлениями. Вот почему есть надежда на хороший прогноз.

Источник: газета «Бизнес-класс Архангельск» №19 25.05.2020 г., беседовала Людмила Селиванова 

 

Закрыть меню