Мошенники добрались до Госуслуг. Как избежать обмана?

В период самоизоляции и карантина портал Госуслуг стал особенно популярен, ведь большинство выплат можно было оформить через личный кабинет на этом сайте. После карантина электронные сервисы портала остались по-прежнему востребованы.

Услуг на портале очень много и россияне активно ими пользуются. Столь высокую популярность цифровой платформы, конечно, не упустили из вида и мошенники. Чтобы не попасться на разные уловки мошенников, следует знать их схемы и выполнять простые правила финансовой безопасности.

Основная схема 

В первую очередь, это поддельные страницы портала. В интернете очень много различных поддельных рассылок, а также фейковых страничек, через которые многие пользователи уже «попались» на обман. Немало и поддельных страниц Госуслуг.

Пользователями портала являются не только физические лица, но и лица юридические. При этом каждый пользователь оставляет в своем личном кабинете множество разных данных, в том числе и данные своих основных документов. Мошенники, разумеется, отлично об этом осведомлены, и не упускают случая воспользоваться оплошностью доверчивых граждан.

Мошенники «клонируют» многие страницы Госуслуг, создавая полностью идентичный дизайн, при этом отличить клон от оригинала очень непросто. На этих фейковых страницах имеется практически полный функционал оригинального портала и есть возможность входа в личный кабинет Госуслуг. Выдать клонирование может только домен сайта.

При входе в личный кабинет человек вводит свои данные от реального портала Госуслуг, и в этот момент программа считывает эти данные, и они попадают к мошенникам, которые заходят на страницу пользователя и свободно копируют данные документов и платежных карт.

Очень многие люди попадают на подобные уловки. Видя страницу портала, у обычных граждан не возникает даже мысли о том, что она может оказаться поддельной и какие при этом могут быть последствия. Чаще всего подобное происходит при входе на сайт со смартфона. На данные, указанные в ссылке, мало кто обращает внимание.

При входе в личный кабинет система запрашивает лишь данные логина и пароля без дополнительного подтверждения входа через телефон. И потому все просто. В качестве логина чаще всего используется адрес электронной почты человека. И при этом лишь единицы создают для регистрации кабинета отдельную почту, большинство пользуется своим основным (обычно единственным) адресом. Выведать его у пользователя не составляет большого труда, обычно мошенникам достаточно запустить какую-нибудь фейковую рассылку в социальных сетях, требующую оформить подписку на получение, например, новостей по какой-либо теме, а затем – выведать пароль от личного кабинета – и доступ ко всем документам и даже платежным картам открыт.

Фишинговые ссылки

В настоящее время активность использования сервисов Госуслуг очень высокая, и потому мошенникам нет особой нужды делать рассылки по почтовым адресам, с целью заманить клиентов на поддельные страницы портала. Попасть на них можно и через поисковую систему. Однако, такая схема существует и о ней тоже нужно знать.

На электронную почту потенциальных жертв могут отправить сообщение-рассылку о том, что у человека имеется, например, какой-то штраф, который нужно срочно оплатить, а подробности можно узнать через Госуслуги по ссылке. Подобные сообщения могут поступать и по СМС. Также в сообщениях указывается, что если не оплатить штраф в течение 1 или 2 дней, то на сумму начнут начисляться пени или большие проценты, а дальше предлагается перейти по ссылке. Многие люди сразу же переходят по ссылке, пытаются войти в кабинет, чтобы понять – в чем же дело и «попадают на удочку» мошенников. 

Если перейти по ссылке, на компьютер может попасть вирус и злоумышленники получат доступ к персональным данным, а затем от вашего имени смогут проводить выгодные для себя финансовые операции. Не открывайте такие письма и не переходите по ссылкам!

Еще одна схема

Существует и другая схема обмана, когда мошенники выманивают деньги со своих жертв напрямую. Жертв обычно находят в социальных сетях – чаще всего это люди с открытыми профилями, что позволяет мошенникам оценить благосостояние человека по фотографиям на странице и прочим моментам. Выбрав жертву, мошенник начинает писать сообщения, представляясь сотрудником Госуслуг, рассказывает о том, что у человека имеется долг, который необходимо срочно уплатить, иначе сумма будет увеличиваться с каждым днем. Нередко это автомобильный штраф или другой штраф.

При этом мошенник старается убедить жертву в том, что на портале в настоящее время некоторые технические проблемы, например, после установки новых модулей (заявлений на оформление выплат и т.д.), устранять которые, возможно, будут несколько дней, а при этом по имеющейся задолженности будут начисляться проценты. Мошенник начинает уговаривать жертву решить «проблему» сейчас, сразу, чтобы избежать увеличения долга, переведя сумму для оплаты ему, а он оплатит штраф сам, потому как вход на портал сейчас возможен только для сотрудников.

На эту уловку попалось уже немалое количество людей, ведь доверчивых немало. Конечно, когда человек после этого заходит на Госуслуги, чтобы проверить оплачен ли штраф, он не находит никаких уведомлений и требований об оплате долга, а значит, все в порядке и «добрый сотрудник» действительно помог.

Четыре правила, чтобы не стать жертвой мошенников

• Перед тем, как вводить свои данные для входа в личный кабинет портала, всегда проверяйте ссылку в адресной строке. У официального сайта Госуслуг это — gosuslugi.ru и ничего более, никаких других символов быть не должно.
• Также не следует поддаваться на уловки в социальных сетях и фейковые рассылки по электронной почте или СМС.
• Если получили сообщение, в котором указано, что вы должны оплатить какой-то штраф, просто зайдите в свой личный кабинет на портале Госуслуг и проверьте, так ли это.
• Не нужно верить в обещания выплат каких-то денежных сумм, если они не оглашены официально.

А главное – без паники. И будьте бдительны!

Архангельский областной центр занятости населения с использованием материала www.9111.ru 

Закрыть меню