Антон Котяков: в России нужна программа поддержки «первой работы»

​Как идет восстановление рынка труда в России, приведет ли это к росту минимального размера оплаты труда и каким он будет в 2022 году, а также о том нужна ли поддержка «первой работы», в интервью РИА Новости рассказал министр труда и социальной защиты Антон Котяков. 

– Россия вышла на допандемический уровень по показателю безработицы?

– Да, в целом по Российской Федерации мы вышли на допандемический уровень. На сегодняшний день число занятых достигло 72 миллионов человек, и уровень безработицы – 4,5%. До пандемии уровень безработицы составлял 4,6-4,7%, а число занятых – 71,9 миллиона. При этом ситуация по регионам разная. Часть территорий достигли допандемического уровня, часть территорий – ушли чуть выше, то есть там восстановление идет достаточно хорошими темпами, и даже появились новые рабочие места. Но есть ряд территорий, по которым еще допандемический уровень не достигнут. Большинство из них находятся на отметке 98-99% от допандемических показателей.

– Нужны ли дополнительные средства, чтобы вернуть к допандемическим показателям регионы, которые их пока не достигли?

– Для каждого субъекта РФ приняты свои региональные программы восстановления рынка труда. Думаю, мы и эти субъекты тоже подтянем в ближайшее время до необходимого уровня. Федеральные программы по обучению безработных граждан и субсидированию найма также продолжаются. Более того, мы внимательно следим за ходом реализации программ и по мере необходимости корректируем их. Так, в ближайшее время будет расширен охват программы субсидирования найма. Проект постановления уже внесен в правительство. Некоторые категории граждан – многодетные родители, одинокие родители, которые воспитывают детей с инвалидностью, и другие уязвимые на рынке труда категории соискателей – смогут воспользоваться программой вне зависимости от даты регистрации в центрах занятости.

Но важно учитывать, что ситуация, которая складывается на региональном рынке труда, определена структурой экономики и локальными особенностями субъекта. Там, где в значительной степени превалируют отрасли, которые еще до конца не восстановились, число занятых прирастает медленнее. По мере снятия ограничений и снижения распространения заболеваемости, и эти сферы будут более интенсивно восстанавливаться. Это «подтянет» занятость.

Если говорить о долгосрочной перспективе по повышению уровня занятости в целом, то надо отталкиваться от имеющейся структуры безработицы. Свыше 50% от тех 933 тысяч граждан, которые сейчас и стоят на учете, – это граждане, которые не имеют ни высшего, ни среднего профессионального образования. Им сложно самостоятельно адаптироваться на рынке труда. Поэтому мы планируем изменение подходов к организации программ обучения, которыми может воспользоваться безработный гражданин. Прорабатываем этот вопрос с коллегами из образовательного блока. Фактически речь идет о новой услуге – получении первой специальности. Те граждане, которые стоят на учете в центрах занятости и долгое время не могут найти работу, нуждаются в индивидуальном сопровождении. Центры занятости такое сопровождение будут осуществлять. Сейчас происходит их трансформация под задачи более адресной работы с гражданами.

– Приведет ли восстановление рынка занятости в России к росту медианной зарплаты и МРОТ?

– Текущая ситуация на рынке труда, и мы это видим по статистике, положительно влияет на заработную плату. Кстати, на панельной дискуссии ВЭФ Лилия Овчарова (директор Института социальной политики НИУ ВШЭ – ред.) очень правильно отметила, что впервые, наверное, изменение заработных плат не было для работодателей основным инструментом адаптации к сложной ситуации. Это, кстати, – в значительной степени результат той активной политики, которую проводило правительство по поддержке бизнеса в период пандемии: льготные кредиты, списание кредитов, снижение страховых взносов. В ряде отраслей даже произошел рост заработных плат. Они тянут вверх и медианную зарплату. Соответственно, когда растет медианная, она тянет за собой и МРОТ.

– Каким будет МРОТ в 2022 году?

– В 2022 году – 13617 рублей, это плюс 6,4% к уровню 2021 года.

– Часто обсуждается влияние демографической ситуации на рынок труда. Стоит ли в этой связи ожидать нехватки рабочих рук и в какой перспективе?

– Сейчас идет масштабная работа по «пересборке» нашей государственной системы содействия занятости. С учетом изменений возрастной структуры трудоспособного населения, наша задача – вовлечь в занятость максимальное число граждан. И особый акцент мы делаем на снижении безработицы среди молодежи. Президент об этом уже говорил на Питерском экономическом форуме. Мы сейчас подготовили проект такой программы совместно с министерствами просвещения, науки и образования, Росмолодежью, АСИ, коллегами из ВНИИ труда, Роструда.

С учетом всех трендов на рынке труда, мы четко понимаем, что вопросы профилизации, профессионального самоопределения молодых людей нужно сдвигать как можно раньше, то есть в старшие классы школы. Поэтому мы сейчас работаем над формированием предложений по введению раннего профессионального ориентирования – чтобы сразу после завершения колледжа или вуза молодой человек мог найти себя на рынке труда.

Кроме того, изменение возрастной структуры населения ставит новую задачу перед системой социального обеспечения – необходимо формировать систему долговременного ухода за пожилыми гражданами и гражданами с инвалидностью. На сегодняшний день в России есть пилот такой системы в 24 регионах. А по большому счету в будущем – это целая новая отрасль. По нашим оценкам, в нее может быть вовлечено до 500 тысяч человек. Это будет формировать дополнительные рабочие места.

– То есть, возвращаясь к рынку труда, речь идет не о мерах поддержки, а о том, чтобы выстроить образовательную траекторию?

– Здесь, помимо правильного профилирования, нужно говорить о мерах поддержки работодателей, как бы это парадоксально не звучало. Если работодатель вовлечен в образовательный процесс в колледже или университете, организует практику студентов, делегирует специалистов для участия в образовательной программе, то он четко понимает, что выпускник завтра придет на предприятие и начнет полноценно работать.

Но не все учебные заведения настроены именно на такой формат работы. Да и не всегда это возможно. И если работодатель не участвует в обучении, то когда молодой специалист приходит на предприятие, ему нужен наставник, период адаптации к корпоративной культуре. Все эти затраты ложатся на работодателя. Поэтому, чтобы повысить востребованность выпускников, нужна программа поддержки «первой работы».

– Было поручение президента рассмотреть вопрос об упрощенном привлечении трудовых мигрантов из стран СНГ, на какой стадии оно находится сейчас?

– На данный момент у нас действует алгоритм привлечения мигрантов. Все стадии согласования – силовой блок, отраслевое ведомство, субъект, который дает санкцию на ввоз определенного количества мигрантов на свою территорию, – уже сейчас автоматизированы. Многие, конечно, хотели бы сократить сроки административных процедур, еще больше их упростить. Но пока уйти от этих процедур невозможно, нужно соблюдать санитарно-эпидемиологические ограничения.

– Некоторые работодатели, в частности, в сфере строительства говорят о дефиците кадров. Какая работа ведется министерством в этом направлении?

– Имеющийся у нас уровень безработицы еще формирует потенциал для трудоустройства. Сейчас с учетом роста заработной платы, например, в строительной индустрии, она становится более привлекательной для наших граждан. Да, есть вопросы, связанные с условиями труда на производстве, с социальным пакетом, который готов предоставить работодатель. Те предприятия, которые более внимательно относятся к своему персоналу, кадровую потребность закрывают. При этом рост заработной платы сформирует дополнительный спрос со стороны молодежи на программы обучения в этих отраслях. В перспективе, я думаю, мы баланс обретем.

– Поскольку некоторые регионы пока в силу объективных причин не могут достигнуть допандемических показателей, рассматриваете ли возможность развивать миграцию внутри страны? Есть ли такие механизмы?

– Программа трудовой мобильности существует. Она имеет достаточно хороший показатель по закрепляемости кадров, это более 70%, но ее охват пока небольшой. Гораздо более привлекательны программы трудовой мобильности, если они идут в консорциуме с работодателями. Мы подготовили поправки, которые позволят сочетать те меры, которые предлагают органы власти субъектов и правительство, с предложениями той организации, которая приглашает сотрудников. То есть работодатель сможет дополнить программу трудовой мобильности своими мерами поддержки.

Полное интервью читайте на сайте агентства.

Источник: РИА Новости. Фото: Минтруд России 

Закрыть меню