Подростки о труде: «Руки уже сами потом тянутся делать что-то полезное»

​О пользе временной занятости подростков говорят много, и нет сомнений, что первый трудовой опыт, полученный молодыми людьми в раннем возрасте, остается в памяти на долгие годы. Законодательство позволяет привлекать к труду детей в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от основной учебы время. 

Более 120 подростков Вельского района в первом полугодии 2022 года при содействии службы занятости получили возможность ощутить себя «взрослыми». Началу трудоустройства предшествовала большая подготовительная работа.

После того, как собраны все справки, заявления, получены разрешения, открыты счета, подписаны все необходимые документы, выполнен объем работ, получена первая заработная плата и приятный бонус от службы занятости в виде материальной поддержки, мы попросили ребят поделиться своими ощущениями и впечатлениями о работе в трудовых бригадах: что означает для них первый трудовой опыт, было ли трудно, сохранилось ли желание трудиться вновь и, наконец, куда потрачены или будут потрачены первые заработанные деньги. В этом году большая часть подростков работали в школьных организациях. Одну их них, школу № 92 города Вельска, мы посетили.

Даша Елисеева, перешла в 11 класс

— У нас рабочий день — 3 часа. И за эти три часа очень много продуктивной работы успеваем делать. Мы не только убирали кабинеты, но и мыли окна во всей школе, переносили учебники из одного здания в другое, подметали во дворе. Кажется, что делаешь какие-то незначительные вещи, но так приятно слышать потом слова от учителей: «Какие вы молодцы, как вы нам помогли!» или «Ты так хорошо поработал, у нас раньше двери никогда не были такими чистыми».

Компания подобралась очень хорошая — это сближает, появляются общие темы для разговоров. Я считаю, что трудиться нужно. Учителям всегда приятна наша помощь. Для нас это тоже очень важно, потому что труд не только сближает, но и воспитывает — руки уже сами потом тянутся делать что-то полезное.

​ Даниил Цыбульский, перешел в 11 класс

​ — Регулярно участвовал в трудовых бригадах. Много впечатлений в плане того, что после работы даже была какая-то усталость. Труд доставляет моральное удовольствие, а через какое-то время мы получаем еще и материальный доход, пусть даже и небольшой. Осознание того, что ты смог помочь школе, в которой провел на данный момент большую часть жизни — это очень приятно. Было бы классно участвовать в таких мероприятиях регулярно, чаще чем сейчас.

Маша Тетерина, перешла в 11 класс

— Первые деньги потратили для себя, что-то отдали родителям. Можно позволить себе купить какую-то одежду или косметику, какие-то мелочи, а не просить денег у родителей. Так мы более менее привыкаем ко взрослой жизни и понимаем, можем ли быть самостоятельными. Очень важно чувство коллективизма, потому что работаем все вместе. Жаль, что нет возможности поработать еще, потому что желание точно есть.

Полина Голышева, выпускница 9 класса

— Я почувствовала себя взрослой. Были трудности, но это очень понравилось. Помогать было интересно — мы общались с ребятами. Смогли почувствовать, что такое взрослая жизнь. Хочу поработать еще. Первые заработанные деньги планирую откладывать на будущее. Пока не знаю, на что именно, но скорее всего — на учебу, на жилье.

Лиза Климова, выпускница 9 класса

— Я работаю уже второй раз, это не очень трудно. Мне нравится, потому что мы работаем с другими людьми — находим общий язык, интересно работать всем вместе. Я занимаюсь лыжными гонками, и первый заработок, скорее всего, потрачу на экипировку.

​Невозможно было не задать вопросы и руководителю работ — Елене Климовой — социальному педагогу школы №92, руководителю трудовых бригад.

​ — Какой объем работ вы выполняли?

— Мы помогали техническим служащим перед ремонтом школы: выносили парты и стулья, мыли их, закрывали мультимедийные аппараты, помогали в библиотеке принимать и выдавать учебники, мыли мячи в спортивном зале — баскетбольные и волейбольные, собирали и сдавали макулатуру, и много чего еще.

— Для того, чтобы принять школьников на работу, необходимо собрать серьезный пакет документов, заключить трудовой договор, учесть очень много нюансов в законодательстве, на которые нужно обратить внимание — это отличается от работы со взрослыми людьми. Испугала ли вас, как организатора работ, такая процедура?

— Нет, не испугала. Все преодолели: ребята очень ответственные, сходили в налоговую и получили ИНН, вовремя принесли паспорта, заполнили формы. Родители у нас тоже активные — все разрешения предоставили в срок.

Мы помогли не только школе, но и самим детям: теперь они понимают, как их родители зарабатывают деньги. Ребята убрали свою школу и теперь точно подумают, прежде чем намусорить. Потому что потом это снова придется убирать, а свой труд они ценят.

Уровень ответственности у школьников сильно вырос. Они выстраивали между собой взаимодействие, много общались, стали дружнее. Дети были из разных классов, раньше не очень хорошо друг друга знали, а теперь подружились. Кроме того, они знают, что получат деньги — это еще и вопрос финансовой грамотности: как правильно ими распорядиться.

Вот такая получилась оценка труда и необходимости организации таких программ.

— Мы очень рады слышать, что ребята ценят свой труд, чувствуют любовь по отношению к своей школе, испытывают гордость за то, что смогли помочь обществу, принесли пользу. Внутренний рост поможет им и в дальнейшем делать свой выбор более осознанно. Первая работа, какой бы она ни была, — это профориентация: теперь они лучше понимают, что им может быть интереснее, каково это — работать в коллективе, что такое «правила трудового распорядка», «безопасность и охрана труда», «социальная ответственность» — теперь для ребят это не пустые слова, — прокомментировала начальник отделения занятости по Вельскому району Елена Гневашева.

Архангельский областной центр занятости населения, ОЗН по Вельскому району

Закрыть меню