Банк России обнаружил множество случаев мошенничества с использованием поддельных аккаунтов руководителей государственных органов и организаций.
Одной из распространенных схем является неправомерное использование злоумышленниками фальшивых аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах для общения с сотрудниками организаций. Эти аккаунты содержат настоящие данные руководителей (фамилия, имя, отчество, фотографии и т.д.) и выглядят максимально достоверно.
Примерный сценарий действия преступников:
- Сотрудник организации получает сообщение в социальной сети, мессенджере или по электронной почте якобы от своего руководителя. При этом к нему обращаются по имени и отчеству, чтобы вызвать доверие.
- В процессе общения злоумышленник предупреждает о последующем телефонном звонке из какой-либо организации или правоохранительных органов и просит сотрудника организации никому о нем не сообщать, а после завершения – отчитаться о результатах разговора.
- После этого сотруднику организации поступает звонок, в ходе которого у него могут запрашивать различную конфиденциальную информацию и вынуждать совершать противоправные действия в пользу злоумышленников.
Мошенники играют на доверии сотрудников к непосредственному руководителю и страхе столкнуться с последствиями отказа выполнить его требования. Подобным «атакам» уже подверглись работники государственных организаций, организаций оборонно-промышленного комплекса и потребительского сегмента бизнеса.
Другая распространенная схема мошенничества – рассылка в социальных сетях и мессенджерах сообщений с предложением проголосовать по различным темам (участие в конкурсе, выбор музыкальной композиции, фильма и т.п.), содержащих ссылку, после перехода по которой легальный аккаунт пользователя перехватывается злоумышленниками. В этом случае для восстановления доступа к аккаунту необходимо использовать стандартные механизмы социальной сети и мессенджера.
Совершаемые преступниками незаконные действия могут привести к следующим отрицательным последствиям:
- нанесение ущерба репутации организаций;
- снижение доверия граждан к финансовым услугам.
Главный совет – всегда сохраняйте бдительность и критически относитесь к любым неожиданным звонкам и сообщениям, даже если собеседник представляется именем знакомого человека.
Отделение по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации