Разработан план по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений на 2022-2024 годы

Глава Минтруда Антон Котяков на пошлой неделе отчитался перед депутатами Государственной Думы об исполнении поручений Президента в ходе Правительственного часа. Публикуем доклад министра (в сокращении).

​ <…> Следующий большой и крайне значимый блок для нашей работы – это занятость и трудовые отношения. Реализация трудового потенциала граждан – это ключевое условие для достижения национальной цели по снижению уровня бедности и обеспечению роста доходов граждан. В прошлом году на фоне ограничений безработица достигла уровня 6,4 процента. Для оперативной поддержки доходов граждан были впервые переведены в онлайн-формат обращения в центры занятости, и свыше 5 миллионов человек воспользовались такой возможностью.

Были не только увеличены пособия по безработице, но и в самый напряжённый период введены дополнительные выплаты на детей безработных граждан. Такую помощь получили родители 3 миллионов 700 тысяч детей. Президентом было дано поручение до конца 2021 года добиться восстановления уровня занятости до докризисных показателей. Этот показатель был выполнен досрочно. Сейчас уровень занятости уже превысил допандемические показатели, в октябре занятыми были 72 миллиона 300 тысяч граждан, а уровень безработицы составил 4,3 процента.

Наряду с мерами экономической поддержки предприятий на восстановление рынка труда положительно повлияли и прямые меры поддержки занятости. С самых первых дней пандемии был развёрнут оперативный мониторинг ситуации на рынке труда, эти данные в совокупности с анализом структуры безработицы позволили вырабатывать эффективные меры на федеральном и региональном уровнях.

Стартовала программа по переобучению граждан и субсидированию найма. В каждом регионе был сформирован комплекс мер по восстановлению занятости с учётом локальных особенностей рынка труда. Сверка по реализации программ осуществлялась в еженедельном режиме. В результате занятость вышла на допандемический уровень или даже превысила его в 57 регионах страны. Ещё в 24 регионах число занятых граждан составляет 98-99 процентов от допандемических показателей, а в четырёх субъектах – в пределах 95-98 процентов от прежних значений.

Ещё одно системное направление для работы – модернизация центров занятости. На это обращал особое внимание и президент в своем выступлении перед Федеральным Собранием.

Наша цель – превратить центры занятости в современные кадровые агентства для работодателей и соискателей. Для региональных органов власти обновленные центры занятости должны стать аналитическим ресурсом для управления ситуацией на конкретном рынке, на региональном рынке. Поэтому на базе Единой цифровой платформы «Работа в России» реализуется мониторинг ситуации на рынке труда в разрезе каждого региона. К нему подключены свыше 200 тысяч компаний, в которых заняты более 23 миллионов сотрудников.

Также на базе портала «Работа в России» создан мониторинг трудоустройства выпускников. Этот инструмент для оценки эффективности работы вузов уже используется Минобрнауки. С учетом трудовых установок молодежи и тенденции на профессиональную мобильность развивается служба карьерных и кадровых консультантов. Эти специалисты помогут соискателям оперативно определить, какие нужны навыки для более успешного трудоустройства. Кадровые консультанты в свою очередь предоставляют бесплатную помощь в подборе персонала.

Для того чтобы услуги оказывались на высоком уровне, мы не только создаем цифровые инструменты для сотрудников, но и работаем над повышением квалификации. В этом году переобучение прошли 4 тысячи сотрудников центров занятости, в 2022 году обучение будет продолжено.

Для того чтобы ситуация на рынке труда оставалась стабильной в долгосрочной перспективе, необходимо решить две системные задачи: повысить уровень молодежной занятости и существенно снизить уровень теневой занятости. По поручению президента подготовлена программа поддержки молодежной занятости. Она прошла обсуждение в Государственной Думе и была доработана с учетом предложений профильного комитета, и здесь я хотел бы поблагодарить депутатов, которые принимали участие в её обсуждении, за конструктивный диалог. Она рассчитана до конца 2030 года, мероприятия разделяются на четыре основных блока.

Первое – мероприятия по ранней профессиональной ориентации. Наша задача – дать подросткам получить полное представление о мире современных профессий, пройти первые профессиональные пробы и на раннем этапе найти то направление, которое будет им действительно интересно. Эта работа позволит молодым людям эффективнее находить себя на рынке труда и быстрее приступать к трудовой деятельности. За первые три года программы мы планируем, что её охват составит порядка 5 миллионов школьников.

Второе – это получение стартовых практических навыков. Формальное прохождение практики на этом этапе не позволяет сформировать представление о будущем месте работы, снижает конкурентоспособность, а следовательно, доходы наших выпускников. Предполагается усилить контроль за производственной практикой и обязать учебные заведения заблаговременно заключать соглашения с работодателями.

Третье направление – это поощрение работы и предпринимательства в период учёбы. Предлагается вводить в образовательный процесс соответствующие курсы, а также упростить совмещение занятости и получения образования.

Четвертое направление – это снижение молодежной безработицы. В этом блоке заложены субсидирование молодежной занятости, помощь при переезде для молодых специалистов и обязательные программы, которые позволили бы безработным молодым людям получать профессию. Это направление обеспечит дополнительное трудоустройство почти 120 тысяч человек ежегодно. Часть мероприятий программы предполагают изменение в действующую нормативную базу. И мы рассчитываем на вашу поддержку и помощь в этом вопросе.

Перед нами стоит еще одна серьезная задача – легализация теневой занятости. Соответствующее поручение дано президентом, об этом говорили вы, уважаемый Вячеслав Викторович, при рассмотрении законопроекта о минимальном размере оплаты труда. Минтрудом совместно с заинтересованными ведомствами выработан план по легализации трудовых отношений. Уже в начале 2022 года будут готовы комплексы мер для субъектов с учетом локальной специфики рынков труда.

Кроме того, с учетом изменения вариантов привлечения к трудовой деятельности нашим гражданам потребуются изменения и в закон о занятости. Необходимо будет нормативно закрепить статус новых форм занятости. Также рассчитываем на вашу помощь и содействие.

Совместными усилиями мы можем и должны содействовать достижению наших национальных целей, увеличению благосостояния наших граждан и росту их социальной защищенности.

Спасибо за внимание.

<…>

Источник: Минтруд России 

Фото: Госдума РФ 

Закрыть меню